Галиция, автомотриса Lux-torpeda

Реальные железные дороги
Аватар користувача
Maximalist
Повідомлень: 299
З нами з: 24 листопада 2009, 16:26
Ім'я: Eugeniy
Звідки: Ukraine
Контактна інформація:

Галиция, автомотриса Lux-torpeda

Повідомлення Maximalist » 12 липня 2016, 11:01

Новый вид железнодорожного транспорта появился на рельсах Украины в конце 1930-х годов. Lux-torpeda, которая еще называлась «автомотриса», выглядела как нечто среднее между автобусом и лимузином. Необычный вид вагона на то время считался очень современным. Сегодня этот транспорт был бы классифицирован как рельсовый автобус.

Первой «люкс-торпеду» выпустила австрийская фирма Austro-Daimler-Puch в 1933 году. Польское правительство сразу же приобрело одну такую машину. После успешного испытания ее на местной железной дороге, была куплена лицензия. буквально через несколько лет, с 1936 года началось массовое производство рельсовых автобусов на польском заводе Fablok, только более усовершенствованных, с несколько изменившимся дизайном.

Pociag Motorowo-Ekspresowy MtE — экспресс поезд с двигателем внутреннего сгорания — такое официальное название получила «люкс-торпеда». Средняя скорость движения рельсового автобуса достигала 100-105 км/ч. Максимальная скорость – 120 км/ч, что тогда значительно превышало скорость паровоза. Так, экспресс на участке Львов-Красное двигался со скоростью 75 км/ч, а автомотриса 90 км/ч. Скорость движения увеличивалась за счет двух двигателей установленных с разных сторон «торпеды», которыми управляли два машиниста. Маневренность этих поездов также была выше, чем у паровозов.

ЗображенняЗображення

Австрийская «Люкс-торпеда» на Краковском вокзале. Фото ориентировочно 1938 года



Первые рельсовые автобусы обслуживали маршрут Краков-Закопане. Расстояние в 150 км они могли преодолеть за рекордное время – 2 часа 18 минут. Это время так и остается рекордным. Позже, были открыты рейсы «Краков-Варшава», «Варшава-Катовице», «Варшава-Лодзь», «Львов-Закопане». На Галичине в 1939 году поезд курсировал по маршруту «Львов-Стрый-Драгобыч-Борислав», «Львов-Галич-Станислав (Ивано-Франковск)-Коломыя», «Тернополь-Чертков-Залещики».

Для сравнения, расстояние в 195 км от Львова до Коломии автомотриса проезжала за 2 часа 10 минут. Современный поезд «Москва-София» аналогичное расстояние проходит за 3 часа 25 минут, а пассажирский поезд «Львов-Черновцы» за 6 часов 52 минуты.

В 30-х годах XX столетия считалось престижным пользоваться автобусами на рельсах. Хотя такую поездку не все могли себе позволить, так как билет стоил 40 злотых, при средней зарплате 100 злотых. При этом все 48-52 места в вагоне были первого класса.

Вторая мировая война уничтожила почти все «торпеды». Оставшиеся две использовались в военное время, как поезда «Только для немцев». В наше время видеть мотрисы мы можем только на фотографиях, так как в 1954 году две оставшиеся были списаны на металлолом.

ЗображенняЗображення

Польская «Люкс-торпеда» на карпатском курорте Закопане. 1936-38 гг.


ЗображенняЗображення

Узловая станция Хабувка в карпатском предгорье. 1936-38 гг.


ЗображенняЗображення

Во времена оккупации на «Люкс-торпедах» ездили сливки нацистской администрации


ЗображенняЗображення

Киевский бензотрамвай - тоже по сути автомотриса. Разветвленная сеть трамваев с двигателями внутреннего сгорания существовала на Левом берегу с 1911 по 1934 год, пока ее не электрифицировали ...

Источники: istpravda.com.ua
_________________________________
"Räder müssen rollen für den Sieg"
lokmuseum.reshop.com.ua

4erep_Pashka
Повідомлень: 361
З нами з: 04 березня 2010, 12:32
Ім'я: Павел
Звідки: Львов
Дякував (ла): 182 рази
Подякували: 212 рази

Re: Галиция, автомотриса Lux-torpeda

Повідомлення 4erep_Pashka » 12 липня 2016, 11:51

Красота! кто-нибудь видел модели этой техники? кто их производил?

mechanic
Повідомлень: 419
З нами з: 28 березня 2010, 19:09
Звідки: Украина
Дякував (ла): 1 раз
Подякували: 5 рази

Re: Галиция, автомотриса Lux-torpeda

Повідомлення mechanic » 12 липня 2016, 13:40

Первые рельсовые автобусы обслуживали маршрут Краков-Закопане. Расстояние в 150 км они могли преодолеть за рекордное время – 2 часа 18 минут.

Для сравнения, расстояние в 195 км от Львова до Коломии автомотриса проезжала за 2 часа 10 минут. Современный поезд «Москва-София» аналогичное расстояние проходит за 3 часа 25 минут, а пассажирский поезд «Львов-Черновцы» за 6 часов 52 минуты.


Раньше мне уже встречалась статья про этот агрегат. Но статья есть полуфантастика. А точнее совсем фантастика, в плане скоростей. Нереально, чтобы состояние колеи в 30-х годах прошлого века на участке Львов-Коломыя( плюс множество кривых. спусков-подъемов) позволило бы двигаться со скоростью 120 км/ч. Это раз. И огромный расход бензина это два. Для справки, автомобиль ЗИЛ-130 кушает бензина от 40 до 50 л/100км при скорости всего 60-70 км/ч. А у мотрисы целых два мотора, скорее всего с 4-хкамерными карбюраторами и объемами самих моторов поболее зиловского, плюс довольно внушительная парусность самой мотрисы. Итого, при скорости 100 за собой нужно было бы возить цистерну с топливом, так как топливо практически выплевывается в атмосферу.
Агрегат такой конечно существовал, а вот насчет скоростей, автор статьи, мягко говоря, сильно преувеличил.

Аватар користувача
Maximalist
Повідомлень: 299
З нами з: 24 листопада 2009, 16:26
Ім'я: Eugeniy
Звідки: Ukraine
Контактна інформація:

Re: Галиция, автомотриса Lux-torpeda

Повідомлення Maximalist » 12 липня 2016, 15:22

В продолжение интересной темы, информация из польских источников, точнее польский форум:
http://www.samochodyswiata.pl/viewtopic ... f10da08c5e

и книга на эту тему:
http://www.ebay.com/itm/Book-Polish-Tra ... 1901868811

ЗображенняЗображення



Добавлю еще фото из интернета, интересная тема даже для меня ... ;)

ЗображенняЗображення

ЗображенняЗображення

ЗображенняЗображення

ЗображенняЗображення

ЗображенняЗображення

ЗображенняЗображення

ЗображенняЗображення
_________________________________
"Räder müssen rollen für den Sieg"
lokmuseum.reshop.com.ua

Аватар користувача
Maximalist
Повідомлень: 299
З нами з: 24 листопада 2009, 16:26
Ім'я: Eugeniy
Звідки: Ukraine
Контактна інформація:

Re: Галиция, автомотриса Lux-torpeda

Повідомлення Maximalist » 12 липня 2016, 15:27

mechanic писав: Раньше мне уже встречалась статья про этот агрегат. Но статья есть полуфантастика. А точнее совсем фантастика, в плане скоростей. Нереально, чтобы состояние колеи в 30-х годах прошлого века на участке Львов-Коломыя( плюс множество кривых. спусков-подъемов) позволило бы двигаться со скоростью 120 км/ч. Это раз. И огромный расход бензина это два. Для справки, автомобиль ЗИЛ-130 кушает бензина от 40 до 50 л/100км при скорости всего 60-70 км/ч. А у мотрисы целых два мотора, скорее всего с 4-хкамерными карбюраторами и объемами самих моторов поболее зиловского, плюс довольно внушительная парусность самой мотрисы. Итого, при скорости 100 за собой нужно было бы возить цистерну с топливом, так как топливо практически выплевывается в атмосферу.
Агрегат такой конечно существовал, а вот насчет скоростей, автор статьи, мягко говоря, сильно преувеличил.


Думаю, нет смысла сранивать ЗиЛ-130 с этим чудом польcко-австрийской техники... все равно, если бы сравнить Ауди ТТ с тем же ЗиЛ-ом, особенно по части скорости, л.с. и расхода топлива ну и габаритов одного движка и другого ... :D

Я не исследовал статью на технические "ляпы", могу предложить лишь Википедию... :)
ну и польский форум, ссылка выше в посте ... я думаю, возможно, пОляки знают, о чем пишут ... :)

https://pl.wikipedia.org/wiki/Luxtorpeda
Востаннє редагувалось 12 липня 2016, 15:57 користувачем Maximalist, всього редагувалось 1 раз.
_________________________________
"Räder müssen rollen für den Sieg"
lokmuseum.reshop.com.ua

Аватар користувача
Maximalist
Повідомлень: 299
З нами з: 24 листопада 2009, 16:26
Ім'я: Eugeniy
Звідки: Ukraine
Контактна інформація:

Re: Галиция, автомотриса Lux-torpeda

Повідомлення Maximalist » 12 липня 2016, 15:49

4erep_Pashka писав:Красота! кто-нибудь видел модели этой техники? кто их производил?


Нашел, оказывается делают и модель этой чудо-техники, фирма AustroModell, вот ссылка:

http://www.austromodell.at/index.php?si ... lviewsvt63
_________________________________
"Räder müssen rollen für den Sieg"
lokmuseum.reshop.com.ua

Аватар користувача
wildTarik
Повідомлень: 84
З нами з: 12 лютого 2014, 02:00
Ім'я: Тарас
Звідки: Стрий Льв.зал.
Дякував (ла): 41 рази
Подякували: 25 рази

Re: Галиция, автомотриса Lux-torpeda

Повідомлення wildTarik » 12 липня 2016, 16:02

А окрас моделі дуже пересікається з УЗшними ЕРками :D
Хюндайчик ─ це печалька!
Электрическая централизация - это когда на станции стрелками и светофорами управляют из одного места.
Зображення

mechanic
Повідомлень: 419
З нами з: 28 березня 2010, 19:09
Звідки: Украина
Дякував (ла): 1 раз
Подякували: 5 рази

Re: Галиция, автомотриса Lux-torpeda

Повідомлення mechanic » 12 липня 2016, 16:28

Maximalist писав:Думаю, нет смысла сранивать ЗиЛ-130 с этим чудом польcко-австрийской техники... все равно, если бы сравнить Ауди ТТ с тем же ЗиЛ-ом, особенно по части скорости, л.с. и расхода топлива ну и габаритов одного движка и другого ...


;) Скажу Вам по секрету, что бензиновые легковые Мерседесы очень часто по расходу топлива сопоставимы с тем же ЗИЛ-ом. А здесь речь идет о технике 30-х годов прошлого века, с гораздо более отсталыми технологиями.
По ссылке в Вики пишут, что были и дизельные движки. По бензиновым данных по расходу нет, указана только мощность 56 кВт( фактически или Жигули, или бензиновый WW Golf). С трудом верится, что 2 таких слабых мотора смогут разогнать и поддерживать при сложном профиле скорость 120км/ч.
У дизельных указана мощность 92кВт, уже веселее, особенно учитывая то, что при одинаковых мощностях бензинки и дизеля, у дизеля крутящий момент в 1,5-2 раза выше. Правда опять же, для дизеля указан расход 15,2кг/100км. Что тоже не реально. Так как современный грузовой Мерседес, собственным весом 5тонн и везущий еще 5 тонн, при скорости 70-80км
ч потребляет 15л солярки, при этом работой двигателя полностью управляет электроника, и КПД выжат по максимуму. Польская каламбина, как пишет Вики была весом 22 тонны.

4erep_Pashka
Повідомлень: 361
З нами з: 04 березня 2010, 12:32
Ім'я: Павел
Звідки: Львов
Дякував (ла): 182 рази
Подякували: 212 рази

Re: Галиция, автомотриса Lux-torpeda

Повідомлення 4erep_Pashka » 12 липня 2016, 16:58

Maximalist писав:
4erep_Pashka писав:Красота! кто-нибудь видел модели этой техники? кто их производил?


Нашел, оказывается делают и модель этой чудо-техники, фирма AustroModell, вот ссылка:

http://www.austromodell.at/index.php?si ... lviewsvt63



Ценник в 599 евро, меня обнадёжил, :D

Captain
Оbvious
Повідомлень: 939
З нами з: 14 жовтня 2010, 18:33
Ім'я: Игорь (Анатольевич)
Звідки: Киев, Кардачи.
Дякував (ла): 384 рази
Подякували: 76 рази

Re: Галиция, автомотриса Lux-torpeda

Повідомлення Captain » 12 липня 2016, 19:16

mechanic писав:2 таких слабых мотора смогут разогнать и поддерживать при сложном профиле скорость 120км/ч.
Нужное подчеркнул. В тексте, который привёл Женя, 120 км/ч - это максимальная скорость. И сопротивление качения на рельсах - гораздо меньше, чем на асфальте (даже идеальном). Так что - вполне может быть. И не надо думать, что путь был тогда уложен хуже, чем сейчас. Скорые поезда в той-же Германии ходили со скоростями до 130 км/ч. Не думаю, что Австрия в этом плане от них сильно отставала.
Ум человека ограничен, а глупость его - беспредельна.

mechanic
Повідомлень: 419
З нами з: 28 березня 2010, 19:09
Звідки: Украина
Дякував (ла): 1 раз
Подякували: 5 рази

Re: Галиция, автомотриса Lux-torpeda

Повідомлення mechanic » 12 липня 2016, 19:51

Captain писав:
mechanic писав:2 таких слабых мотора смогут разогнать и поддерживать при сложном профиле скорость 120км/ч.
Нужное подчеркнул. В тексте, который привёл Женя, 120 км/ч - это максимальная скорость. .


Игорь, там в статье указано "Для сравнения, расстояние в 195 км от Львова до Коломыи автомотриса проезжала за 2 часа 10 минут".
Чтобы проехать 195 км за 2ч10м нужно почти постоянно топить 120( это потому что все равно попадется пару мест, где придется ехать 50-70). Это из своего личного опыта за рулем. А также исходя из графика, расстояний, и реальной скорости наших Интерсити.

Captain писав:И не надо думать, что путь был тогда уложен хуже, чем сейчас. Скорые поезда в той-же Германии ходили со скоростями до 130 км/ч. Не думаю, что Австрия в этом плане от них сильно отставала

Дело не только в состоянии колеи. А и в том что много кривых и тяжелый профиль.
В 30-х годах прошлого века Львов и Коломыя были уже не на территории Австрии, а Польши.

xyzx
Повідомлень: 1495
З нами з: 10 грудня 2008, 00:59
Ім'я: хyz

Re: Галиция, автомотриса Lux-torpeda

Повідомлення xyzx » 12 липня 2016, 20:19

Валерій, слід сказати що на маршруті Львів-Ходорів-Станіслав-Коломия, шлях порівняно прямий, а нечисленні криві - великих радіусів, недарма майже весь чернівецький трафік перевели сюди.
Другий нюанс - люксторпеда має кращі характ-ки розгону/гальмування ніж будь-який поїзд, тобто витрата часу на зупинки і складні ділянки - мінімальна.

mechanic
Повідомлень: 419
З нами з: 28 березня 2010, 19:09
Звідки: Украина
Дякував (ла): 1 раз
Подякували: 5 рази

Re: Галиция, автомотриса Lux-torpeda

Повідомлення mechanic » 12 липня 2016, 20:54

Та зупинок там мабуть і не було, хіба що в Станіславі.
Павло, я в основному порівював той жорсткий графік з пересуванням на сучасному авто.
На цьому місці цю зайву дискусію зі своєї сторони припиняю, і прошу шановну публіку вибачити.
Якщо треба, то може хай модератори зайве підчистять?

Captain
Оbvious
Повідомлень: 939
З нами з: 14 жовтня 2010, 18:33
Ім'я: Игорь (Анатольевич)
Звідки: Киев, Кардачи.
Дякував (ла): 384 рази
Подякували: 76 рази

Re: Галиция, автомотриса Lux-torpeda

Повідомлення Captain » 12 липня 2016, 22:29

Все в порядке. Дискуссии такого типа позволяют понять, что современные средства передвижения совсем не обязательно быстрее "старичков".
Ум человека ограничен, а глупость его - беспредельна.

Volodymyr Hapon

Re: Галиция, автомотриса Lux-torpeda

Повідомлення Volodymyr Hapon » 12 грудня 2019, 22:13

[quote="4erep_Pashka"]Красота! кто-нибудь видел модели этой техники? кто их производил?[/quote]
Найдешевша модель фірма з Відня kleinbahn.

Аватар користувача
wildTarik
Повідомлень: 84
З нами з: 12 лютого 2014, 02:00
Ім'я: Тарас
Звідки: Стрий Льв.зал.
Дякував (ла): 41 рази
Подякували: 25 рази

Re: Галиция, автомотриса Lux-torpeda

Повідомлення wildTarik » 20 грудня 2019, 17:14

mechanic писав:Дело не только в состоянии колеи. А и в том что много кривых и тяжелый профиль.
В 30-х годах прошлого века Львов и Коломыя были уже не на территории Австрии, а Польши.

Ще я додам. Профіль на вищеназваній ділянці аж ніяк не є важким, за вийнятком декількох місць на дільниці Львів-Ходорів. А в більшості аж до Чернівців "рівний стіл" з ухилами до 3‰. В теперішній час трьохвагонний ДПКр2 проходить даний шлях за 2:39. Але Люкс-Торпеда була значно коротша. Прирівняємо умовно її до 620М. В не таких далеких 2009-2010 роках декілька місяців Львів-Тернопіль бігала Песа 620М. І бігала за 1:30, в той час, коли пасажирські в дорозі були 2:20 і максимально допустима на ділянці була 120, і то в декількох місцях. Зараз ІС теж їдуть 1:30, але на перегонах обмеження 140-160. Так що, як то кажуть "розмір має значення" :) До того ж не забуваємо, що мотриси значно легші поїздів, тому динамічний вплив на колію менший. На основі цього для них розробляють окремі (вищі) максимально допустимі швидкості руху. В нас в наказі по залізниці так і є, окрема колонки на різні типи рухомого складу.
Хюндайчик ─ це печалька!
Электрическая централизация - это когда на станции стрелками и светофорами управляют из одного места.
Зображення


Повернутись до “Масштаб 1:1”

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 1 гість