9П в единичке

Себя показать - других посмотреть. Все - домашние макеты, самоделки, конверсии, и т.п.
Аватар користувача
gin_steam
Повідомлень: 100
З нами з: 16 травня 2015, 17:37
Ім'я: Александр
Звідки: Горловка, Украина
Подякували: 4 рази

9П в единичке

Повідомлення gin_steam » 22 травня 2015, 23:02

Здравствуйте!
Решил поделиться своим "творчеством" в довольно редком у нас масштабе 1:32, к тому же live steam.
С любителями моделей живых паровозов интересная ситуация получается. Среди моделистов паровых машин паровозники близкие по духу, но немного "не свои" - слишком железнодорожные. Среди жд моделистов ливстимеры это экзотика, ребята немного того... с непонятными завихрениями мозгов - к цифровым макетам спокойные, модели на полку не собирают, короче, ненормальные. Тем не менее, может найду единомышленников в родном Отечестве... Надеюсь к редкому "динозавру" шановне товариство отнесется благосклонно :)

К жд моделям у меня тяга с детства. В начале 80-х с упоением катал пиковский BR-80 с парой вагонов по овалу и мечтал о большом макете, но во взрослую жизнь увлечение не перешло. Видно в душе что-то осталось, поскольку снова загорелся я этим делом в возрасте "немного за 40", когда увидел паровые модели Aster Hobby. Так они меня поразили, что решил сваять нечто подобное.
За прототип взял промышленный паровоз 9П, масштаб - единичка, то бишь Gauge 1. Поскольку прототип широкой колеи, от гартенбанного стандарта G сразу отказался, колею и колпары принял по стандарту G1MRA. Он показался более близким к моей затее. В общем, месяцев 6-7 ушли на предварительные расчеты, 3D моделирование и изучение аналогичных моделей на забугорных сайтах. А затем приступил к изготовлению.

Начал с рамы. Материал - латунный лист 3мм. Контуры и вырезы полотен рамы, междурамных скреплений и передней опоры высверливал и доводил надфилями. Детали собирал в шип с фиксацией латунными штифтами.
004.JPG
005.JPG


Кстати, при сборке параллельной рамы впервые попробовал паять твердым припоем. Вроде получилось нормально
001.JPG
002.JPG
003.JPG

Аватар користувача
gin_steam
Повідомлень: 100
З нами з: 16 травня 2015, 17:37
Ім'я: Александр
Звідки: Горловка, Украина
Подякували: 4 рази

Re: 9П в единичке

Повідомлення gin_steam » 22 травня 2015, 23:21

Чтоб добавить копийности решил воспроизвести на раме головки болтов/гаек. Лучший вариант - купить в модельном онлайн магазе, но мы не ищем легких путей, принялся разрабатывать технологии изготовления на своем настольном токарнике.
Перебрав с пяток неудачных вариантов пришел к следующему: из латунной проволоки диаметром 1,7 мм точу стержень Д1мм нужной длины, оставляя исходный диаметр для головки высотой 0,5. Затем заготовку зажимаю в сделанную приспособу и на отрезном диске, зажатом в патрон станка обтачиваю грани головки. Получаются вполне серийно. Правда на изготовление сотни таких больтиков и ушло часов 10 работы за два дня...
009.jpg
017.jpg
102.jpg
103.jpg
104.jpg

Аватар користувача
gin_steam
Повідомлень: 100
З нами з: 16 травня 2015, 17:37
Ім'я: Александр
Звідки: Горловка, Украина
Подякували: 4 рази

Re: 9П в единичке

Повідомлення gin_steam » 22 травня 2015, 23:39

Как ни крути, а без фрезерного станочка не обошлось. За неимением сего девайса, буксы попросил изготовить коллегу по работе (тоже домашний кулибин, только в области зубопротезной техники :D ).
Буксы стали на место. Поджаты струнками, которые крепятся к полотнам рамы винтиками М2
012.jpg
015.jpg
016.jpg
018.jpg


Дальше сделал рессоры из часовой пружины. Отжигать ее не решился о отверстия (в каждой рессоре по три) меня достали по полной - кернил и стачивал получившиеся "пупырышки" до получения нужного диаметра дырки. Забегая вперед скажу: в последствии от рессор пришлось отказаться - не помещались рядом с зольником

014.jpg
019.jpg
020.jpg


далі буде...

4erep_Pashka
Повідомлень: 359
З нами з: 04 березня 2010, 12:32
Ім'я: Павел
Звідки: Львов
Дякував (ла): 182 рази
Подякували: 213 рази

Re: 9П в единичке

Повідомлення 4erep_Pashka » 22 травня 2015, 23:58

ПОТРЯСАЮЩЕ!!!!!!!!! :o :o :o

а сама паровая машина и механика уже разработаны или в процессе?

Аватар користувача
youdmit
Повідомлень: 677
З нами з: 04 січня 2011, 20:26
Ім'я: ЮрСаныч
Звідки: Киев
Дякував (ла): 38 рази
Подякували: 39 рази

Re: 9П в единичке

Повідомлення youdmit » 23 травня 2015, 00:05

Александр, приветствую!
Весьма интригующий старт темы. Неординарная работа. Очень интересно дальнейшее описание.
Я сотый раз,опять начну сначала... (А.Макаревич)

Аватар користувача
Muton
Повідомлень: 2097
З нами з: 10 червня 2010, 09:04
Ім'я: Витя
Звідки: Киев
Дякував (ла): 170 рази
Подякували: 53 рази

Re: 9П в единичке

Повідомлення Muton » 23 травня 2015, 00:54

Круто! Такого тут еще не было! :o
Очень интересно продолжение.
Trains. Cooking. Cycling. So many choices but so little time. (с)

Аватар користувача
vitala270015
Повідомлень: 384
З нами з: 07 січня 2014, 21:28
Ім'я: Виталий
Звідки: Одесса
Дякував (ла): 3 рази
Подякували: 16 рази

Re: 9П в единичке

Повідомлення vitala270015 » 23 травня 2015, 06:02

ВАУ!!! :shock: вот это подход!

Аватар користувача
stiz-ganz
Повідомлень: 379
З нами з: 01 вересня 2010, 11:32
Ім'я: Андрей
Звідки: Днепропетровск
Дякував (ла): 13 рази
Подякували: 19 рази
Контактна інформація:

Re: 9П в единичке

Повідомлення stiz-ganz » 23 травня 2015, 08:41

красотища будет- с нетерпением жду финиша

Аватар користувача
gin_steam
Повідомлень: 100
З нами з: 16 травня 2015, 17:37
Ім'я: Александр
Звідки: Горловка, Украина
Подякували: 4 рази

Re: 9П в единичке

Повідомлення gin_steam » 23 травня 2015, 08:54

Спасибо, коллеги, за проявленный интерес. Постараюсь освещать процесс и технологии подробно - может кому пригодится.
4erep_Pashka писав:
а сама паровая машина и механика уже разработаны или в процессе?


Да, параметры паровой машины уже рассчитаны. Было дело, начинал чертить и считать ПРМ вручную по вумным паровозным книгам. Позже попалась в сети замечательная бесплатная програ от Чарльза Докстадера и все значительно упростилось. http://www.billp.org/Dockstader/ValveGear.html

Эта программа содержит кучу вариантов паровозных (и не только) парораспределительных механизмов. В моем случае это файл 10А - механизм Вальсхарта с цилиндрическим золотником. Гружу этот вариант и получаю анимацию всей механики.
DVG.jpg

Чтоб создать именно свой механизм нужно заполнить поля параметров цилиндра и ПРМ (на картинке поз.1 и поз.2). По умолчанию в окнах внесены размеры в дюймах, а мы пишем свои в миллиметрах. От этого картинка просто увеличится и выйдет за габариты экрана. Не страшно, кнопками группы 3 устанавливается нужный размер и расположение картинки на экране.
Управлять виртуальным паровозом можно кнопками группы 4. Там и реверс с отсечкой, и скорость, и установка машины в крайних точках цилиндра.

Цель всего этого действа - добиться одинакового открытия паровых окон в крайних положениях реверса при заранее определенных размерах цилиндра и золотника. Наглядно результат можно проследить на индикаторной диаграмме, которая строится автоматически (кнопки 5).
диагр 1.png
диагр 1.png (15.09 Кіб) Переглянуто 7021 разів


Вот и весь расчет. Кстати, уму не постижимо, но паровые модели делают и в Н0 :shock: http://www.youtube.com/watch?v=8NMPAeu8 ... re=related

Аватар користувача
vitala270015
Повідомлень: 384
З нами з: 07 січня 2014, 21:28
Ім'я: Виталий
Звідки: Одесса
Дякував (ла): 3 рази
Подякували: 16 рази

Re: 9П в единичке

Повідомлення vitala270015 » 23 травня 2015, 09:04

Я в ауте!!! :o :shock:

Аватар користувача
gin_steam
Повідомлень: 100
З нами з: 16 травня 2015, 17:37
Ім'я: Александр
Звідки: Горловка, Украина
Подякували: 4 рази

Re: 9П в единичке

Повідомлення gin_steam » 23 травня 2015, 09:39

Продолжу повествование результатов предыдущих пары лет работы :D . Времени на хобби не так уж много, тем более разработка технологий изготовления тех или иных деталей, а также оснастки тоже дело не быстрое. Так шта, мой проект смело можно назвать долгостроем :oops:

Вот, казалось бы, буферный брус - чего уж проще? Обычная п-образная скоба. Ан нет... Сколько ни пробовал ровно согнуть заготовку из латунного листа 1 мм в тисах, не получалось. Размер гуляет в пределах 0,5-0,7 мм, а это визуально заметно. К тому же, точной сборки сопрягающихся деталей не выйдет.
Задействовал технологии листовой штамповки. Есть у меня небольшой настольный гидравлический пресс, развивающий давление до 40 кг и усилие чуть более 2т.
Т.к. детали не серийные, гибочный штамп сделал максимально простым. На установочной плите крепятся в нужный размер два продольных бруса с радиусами на рабочих кромках.Они являются матрицей гибки. Пуансон центрируют боковые направляющие (зажаты по краям матричных брусков). Бруски матрицы фиксируются клиньями (лень было делать штифты).
023.jpg
024.jpg


Заготовка, предварительно вырезанная из листа с просверленными и расточенными отверстиями, устанавливается на плоскость матрицы.Десяток качков ручкой насоса и пуансон вдавил заготовку в матрицу. С замиранием сердца сразу померял штангелем расстояние между брусками - не раздались ли от усилия гибки? Не, все нормально, клинья свою работу выполнили.
025.jpg
027.jpg


В итоге имеем передний и задний буферные брусья с точными размерами. Правда, отверстия для штоков буфера сверлил уже в штампованном изделии. Было некоторое сомнение...
028.jpg
029.jpg
033.jpg
034.jpg


Прикинул деталюху к раме. Ничё так, стала, как и задумано, без перекосов.
031.jpg

Толя72
Повідомлень: 76
З нами з: 24 березня 2014, 21:11
Ім'я: Анатолий
Звідки: Николаев
Подякували: 3 рази

Re: 9П в единичке

Повідомлення Толя72 » 23 травня 2015, 09:51

Шикарная работа. Знал, что за рубежом делают модели паровозов с действующей паровой машиной в масштабах 1:45, 1:32 и 1:22,5. Но встретить такое весьма неординарное и трудоёмкое хобби у нас никак не ожидал. Надеюсь, что единомышленников Вы найдёте. Удачи в постройке. С интересом буду следить.

Аватар користувача
gin_steam
Повідомлень: 100
З нами з: 16 травня 2015, 17:37
Ім'я: Александр
Звідки: Горловка, Украина
Подякували: 4 рази

Re: 9П в единичке

Повідомлення gin_steam » 23 травня 2015, 11:07

Сделать паровую модель не так уж и сложно. В нете куча инфы и книг по этому поводу. Трудоемкость и специфика? - Да, тут вы, Анатолий, правы. Большинство деталей без станочной базы сделать сложно. Но с чем можно сравнить обладание ЖИВЫМ паровозом! Он же по-настоящему живой - со своим характером, ворчанием на неправильную растопку или приколами в ответ на несвоевременное пополнение котла водой. Потом, смазка, чистка зольника и дымовой коробки, обслуживание ПРМ, чистка дымогарных и жаровых труб - это же полный цикл ухода за настоящим паровым гигантом только в миниатюре. На какие жертвы времени и средств не пойдешь ради такого удовольствия!? Именно поэтому для себя определился с видом отопления - уголь!!! Но об этом чуть позже...

Пока поделюсь целой эпопеей с изготовлением буферов. Сначала думал стаканы буферов точить... Но, опять же, в погоне за одинаковостью деталей и с учетом переменного сечения корпуса при толщине стенки 0,5 мм начал разрабатывать вытяжной штамп. Ни по образованию, ни по текущей профессии я к обработке металлов давлением отношение не имел. Однако,в конце 90-х пришлось изучить этот процесс самостоятельно по книгам. Тогда штамповка в свободное от основной работы время помогла удержаться на плаву. Так что навыки кой-какие имеюцца ;) .

Так вот, удельная высота детали по отношению к диаметру листовой заготовки не позволили сделать вытяжку за одну операцию. Расчет показал, что нужно аж 5 переходов. Т.е. пять комплектов пуансонов и матриц с постепенно уменьшающимся диаметром и увеличивающейся высотой. Приступил к изготовлению штампов.
Блин, разных факторов, влияющих на процесс вытяжки вагон и тележка. Начиная от правильной геометрии рабочих поверхностей штампа и заканчивая условиями смазки и анизотропностью металла заготовки. Абсолютно всего не рассчитаешь. Поэтому на определенном этапе появлялись гофры на боковой поверхности от недостатка прижима, а иногда отрывало дно... Но потихоньку штампы перетачивались, менялись условия вытяжки и детальки выходили как надо.
043.jpg

038.jpg
039.jpg
040.jpg
041.jpg
042.jpg


После последних операций набор этих наперстков начал напоминать стаканы буфера
044.jpg


Дальше дело техники: выточить по шаблонам штоки и тарелки буферов, подобрать пружины и собрать все в кучу
046.jpg
047.jpg


После всех этих приседаний с подскоком, результату был доволен як мавпа на фруктовой базе. Все в размерах! Урааааа!
048.jpg
049.jpg


Пока буферы описывал, руки зачесались чевонибудь поточить. Пойду - у меня там тормозные цилиндры на стапеле, продолжу совой треп вечером...

Олег
Повідомлень: 349
З нами з: 02 січня 2013, 14:03
Ім'я: Олег
Звідки: Александрия
Дякував (ла): 4 рази
Подякували: 2 рази

Re: 9П в единичке

Повідомлення Олег » 23 травня 2015, 11:49

Грандиозное строительство! Снимаю шляпу :shock:

Аватар користувача
vover
Повідомлень: 575
З нами з: 10 серпня 2009, 12:53
Звідки: г.Чоп
Подякували: 1 раз

Re: 9П в единичке

Повідомлення vover » 23 травня 2015, 12:58

Шедеврально! :o
Всегда с изумлением смотрел на живые паровозы. Спасибо! Это архикруто!!! 8-)
DR и DB, 3-5 эпохи
Цифра CS2. Оцифровка всех и всея

I_L
Повідомлень: 296
З нами з: 15 липня 2010, 09:27
Ім'я: Игорь
Звідки: Київ
Дякував (ла): 121 рази
Подякували: 143 рази

Re: 9П в единичке

Повідомлення I_L » 23 травня 2015, 22:33

Нет слов! Просто потрясающе!
Давно мечтаю о чем-то подобном - садовой дороге с настоящим паровозом.
Да вот как-то цены быстро энтузиазм охлаждают.
Но чтобы самому паровоз сделать!!! :o
С нетерпением жду продолжения.

Аватар користувача
gin_steam
Повідомлень: 100
З нами з: 16 травня 2015, 17:37
Ім'я: Александр
Звідки: Горловка, Украина
Подякували: 4 рази

Re: 9П в единичке

Повідомлення gin_steam » 23 травня 2015, 22:58

I_L писав:Давно мечтаю о чем-то подобном ...

Дык, в чем дело? Давайте строить вместе. За пару-тройку лет информации на эту тему перелопатил изрядно. Готов поделиться.

Аватар користувача
gin_steam
Повідомлень: 100
З нами з: 16 травня 2015, 17:37
Ім'я: Александр
Звідки: Горловка, Украина
Подякували: 4 рази

Re: 9П в единичке

Повідомлення gin_steam » 23 травня 2015, 23:49

Немного по котлу.
В зависимости от потребной мощности, размеров модели, вида топлива они бывают разных типов http://www.southernsteamtrains.com/manu ... rtypes.htm
Как уже упоминал, свой 9П целюсь отапливать углем, поэтому остановился на локомотивном с "мокрой" топкой, т.е. омываемой водой со всех сторон. Бывают угольные котлы локомотивного типа , в которых кожух охватывает топку не полностью. Вот, например, "сухая" топка в котлах TRS - лобовой лист водой не омывается https://www.flickr.com/photos/[email protected] ... 6317759683

Расчет поверхностей модельного котла не простая штука. Чтоб не вдаваться в тонкости, описание которых займет десяток страниц форума, сошлюсь на опыт признанных мировых корифеев в этом деле http://www.modeng.johnbaguley.info/Loco ... esign1.htm
Из всего, что приходилось видеть, это наиболее удачное решение разработки дизайна котла. Рекомендую :), вдруг кому-то эта тема тоже покажется интересной.

Аватар користувача
gin_steam
Повідомлень: 100
З нами з: 16 травня 2015, 17:37
Ім'я: Александр
Звідки: Горловка, Украина
Подякували: 4 рази

Re: 9П в единичке

Повідомлення gin_steam » 24 травня 2015, 00:16

Итак, по результатам расчетов у меня получился котел с тремя трубками: две дымогарные Д10 мм и одна жаровая.
Чтоб упростить изготовление деталей, за основу взял стандартные элементы медных трубопроводов. Барабан котла - труба диаметром 42 мм, кожух топки - переход 43/57. Трубную решетку и лобовой лист давил штампом. Получилось как то так
058.jpg
059.jpg
065.jpg
066.jpg
067.jpg


По самой топке отдельная история. Стенки топки прямоугольного сечения изготовил раздачей медной трубы по подсмотренной у немцев технологии
Раздача трубы.jpg
Раздача трубы.jpg (34.71 Кіб) Переглянуто 6918 разів

Потолок радиальной топки формовал из медного листа 2мм молотком на специально сделанной дубовой отправке. В процессе несколько раз заготовку отжигал. Без отжига изгибы идут складками - медь наклепывается очень быстро.
074.jpg
075.jpg
076.jpg


Щас прервусь ненадолго, отвлекают :x

Аватар користувача
gin_steam
Повідомлень: 100
З нами з: 16 травня 2015, 17:37
Ім'я: Александр
Звідки: Горловка, Украина
Подякували: 4 рази

Re: 9П в единичке

Повідомлення gin_steam » 24 травня 2015, 01:23

Продолжу...
Вот весь набор деталей котла: стенки и потолок топки, трубки, передняя трубная решетка, кожух топки, лобовой лист кожуха, барабан.
069.jpg

По очередности сборки трубки вставляются в переднюю решетку и топку. В задней стенке топки установлена трубка шуровочного отверстия диаметром 20 мм
072.jpg
073.jpg

070.jpg
080.jpg


Топка вставляется в кожух с минимальным зазором 0,1 - 0,2 мм, чтоб серебряный припой капилярно заполнил стык. Фотки телефонные - сори.
083.jpg
078.jpg


Потом все это вставляется в барабан и задняя часть кожуха закрывается лобовым листом
079.jpg
081.jpg
082.jpg


Пока до пайки дело не дошло. Нужно еще арматуру изготовить и припой ПСр где-то найти ( в моих краях шас с материалами, мягко говоря, не очень).На раме котел будет выглядеть примерно так
051.jpg


Повернутись до “Наши работы”

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 11 гостей